Bazaprogram.ru

Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деление в ассемблере

Деление и умножение в Assembler

Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем изучать нашу рубрику, на очереди тема умножения и деления в Assembler. Разберемся со всеми тонкостями этих операций, конечно же, на практическом примере.

Основные команды

  • Для умножения в Assembler используют команду mul
  • Для деления в Assembler используют команду div

Правила умножения в Assembler

Итак, как мы уже сказали, при умножении и делении в Assembler есть некоторые тонкости, о которых дальше и пойдет речь. Тонкости эти состоят в том, что от того, какой размерности регистр мы делим или умножаем многое зависит. Вот примеры:

  • Если аргументом команды mul является 1-байтовый регистр (например mul bl ), то значение этого регистра bl умножится на значение регистра al, а результат запишется в регистр ax, и так будет всегда, независимо от того, какой 1-байтовый регистр мы возьмем.
    bl*al = ax
  • Если аргументом является регистр из 2 байт(например mul bx ), то значение в регистре bx умножится на значение, хранящееся в регистре ax, а результат умножения запишется в регистр eax.
    bx*ax = eax
  • Если аргументом является регистр из 4 байт(например mul ebx ), то значение в регистре ebx умножится на значение, хранящееся в регистре eax, а результат умножения запишется в 2 регистра: edx и eax.
    ebx*eax = edx:eax

Правила деления в Assembler

Почти аналогично реализуется и деление, вот примеры:

  • Если аргументом команды div является 1-байтовый регистр (например div bl ), то значение регистра ax поделится на значение регистра bl, результат от деления запишется в регистр al, а остаток запишется в регистр ah.
    ax/bl = al, ah
  • Если аргументом является регистр из 2 байт(например div bx ), то процессор поделит число, старшие биты которого хранит регистр dx, а младшие ax на значение, хранящееся в регистре bx. Результат от деления запишется в регистр ax, а остаток запишется в регистр dx.
    (dx,ax)/bx = ax, dx
  • Если же аргументом является регистр из 4 байт(например div ebx ), то процессор аналогично предыдущему варианту поделит число, старшие биты которого хранит регистр edx, а младшие eax на значение, хранящееся в регистре ebx. Результат от деления запишется в регистр eax, а остаток запишется в регистр edx.
    (edx,eax)/ebx = eax, edx

Программа

Далее перейдем к примеру: он не должен вызвать у вас каких либо затруднений, если вы читали наши предыдущие статьи, особенно важна статья про вывод на экран, советую вам с ней ознакомиться. Ну а мы начнем:

Стандартное начало, в котором мы подключаем нужные нам библиотеки и объявляем переменные для вывода чисел на экран. Единственное о чем нужно сказать: новый для нас раздел .data? Знак вопроса говорит о том, что память будет выделяться на этапе компилирования и не будет выделяться в самом исполняемом файле с расширением .exe (представьте если бы буфер был большего размера) . Такое объявление — грамотное с точки зрения программирования.

В разделе кода, уже по традиции, считываем дескриптор экрана для вывода и задаем значения для перевода каретки. Затем помещаем в регистры соответствующие значения и выполняем деление регистра ebx, как оно реализуется описано чуть выше. Думаю, тут понятно, что мы просто делим число 99 на 3, что получилось в итоге выводим на экран консоли.

Думаю, что здесь тоже все понятно и без комментариев. Как производиться умножение в Assembler вы тоже можете прочитать чуть выше, ну и результат выводим на экран.

Просмотр консоли

Этот код я поместил в файл seventh.asm, сам файл поместил в папку BIN (она появляется при установке MASM32). Далее открыл консоль, как и всегда, с помощью команды cd перешел в эту папку и прописал amake.bat seventh . Скомпилировалось, затем запускаю исполняемый файл и в консоли получаются такие числа:

Как видите, мы правильно посчитали эти операции.

Читать еще:  Adguard ошибка 1603

На этом сегодня все! Надеюсь вы научились выполнять деление и умножение на Assembler.

Ассемблер. Арифметические инструкции

Обновл. 20 Окт 2019 |

В этом уроке мы будем разбираться с арифметическими инструкциями в ассемблере на примере INC, DEC, ADD, SUB и пр.

Инструкция INC

Инструкция INC (от англ. «INCREMENT») используется для увеличения операнда на единицу. Она работает с одним операндом, который может находиться либо в регистре, либо в памяти.

Синтаксис инструкции INC:

Операндом место_назначения может быть 8-битный, 16-битный или 32-битный операнд.

Инструкция DEC

Инструкция DEC (от англ. «DECREMENT») используется для уменьшения операнда на единицу. Она работает с одним операндом, который может находиться либо в регистре, либо в памяти.

Синтаксис инструкции DEC:

Операндом место_назначения может быть 8-битный, 16-битный или 32-битный операнд.

Инструкции ADD и SUB

Инструкции ADD и SUB используются для выполнения простого сложения/вычитания двоичных данных размером в byte, word и doubleword, то есть для сложения или вычитания 8-битных, 16-битных или 32-битных операндов, соответственно.

Синтаксис инструкций ADD и SUB:

ADD/SUB место_назначения, источник

Инструкции ADD/SUB могут выполняться между:

регистром и регистром;

памятью и регистром;

регистром и памятью;

памятью и константами.

Однако, как и другие инструкции, операции типа память-в-память невозможны с использованием инструкций ADD/SUB. Операции ADD или SUB устанавливают или сбрасывают флаги переполнения и переноса.

В следующем примере мы спрашиваем у пользователя два числа, сохраняем их в регистрах EAX и EBX, затем выполняем операцию сложения, сохраняем результат в ячейке памяти res и выводим его на экран:

Результат выполнения программы выше:

Enter a digit:
3
Please enter a second digit:
4
The sum is:
7

Ниже рассмотрен пример, в котором, за счёт того, что значения переменных для арифметических выражений прописаны в самом коде программы, можно получить код программы короче и проще:

Результат выполнения программы выше:

Инструкции MUL и IMUL

Есть две инструкции для умножения двоичных данных:

инструкция MUL (от англ. «MULTIPLY») обрабатывает данные unsigned;

инструкция IMUL (от англ. «INTEGER MULTIPLY») обрабатывает данные signed.

Обе инструкции влияют на флаги переноса и переполнения.

Синтаксис инструкций MUL/IMUL:

Множимое в обоих случаях будет в аккумуляторе, в зависимости от размера множимого и множителя, и результат умножения также сохраняется в двух регистрах, в зависимости от размера операндов.

Рассмотрим 3 разных сценария:

Сценарий №1: Когда перемножаются 2 значения типа byte — множимое находится в регистре AL, а множителем является значение типа byte в памяти или в другом регистре. Результат произведения находится в AX. Старшие 8 бит произведения хранятся в AH, а младшие 8 бит — хранятся в AL:

Сценарий №2: Когда перемножаются 2 значения типа word — множимое должно быть в регистре AX, а множителем является значение типа word в памяти или в другом регистре. Например, для такой инструкции, как MUL DX , вы должны сохранить множитель в DX, а множимое — в AX. В результате получится значение типа doubleword для которого понадобятся два регистра. Часть высшего порядка (крайняя слева) сохраняется в DX, а часть нижнего порядка (крайняя справа) — сохраняется в AX:

Сценарий №3: Когда перемножаются 2 значения типа doubleword — множимое должно находится в EAX, а множителем является значение типа doubleword, хранящееся в памяти или в другом регистре. Результат умножения сохраняется в регистрах EDX и EAX. Биты старшего порядка сохраняются в регистре EDX, а биты младшего порядка — сохраняются в регистре EAX:

Читать еще:  Avlaunch exe ошибка приложения как исправить

Деление в ассемблере

7.1. Сложение и вычитание.

7.1.1. ADD – команда для сложения двух чисел. Она работает как с числами со знаком, так и без знака.

Логика работы команды:

Возможные сочетания операндов для этой команды аналогичны команде MOV .

По сути дела, это – команда сложения с присвоением, аналогичная принятой в языке C / C ++:

Операнды должны иметь одинаковый размер. Результат помещается на место первого операнда.

После выполнения команды изменяются флаги, по которым можно определить характеристики результата:

  1. Флаг CF устанавливается, если при сложении произошёл перенос из старшего разряда. Для беззнаковых чисел это будет означать, что произошло переполнение и результат получился некорректным.
  2. Флаг OF обозначает переполнение для чисел со знаком.
  3. Флаг SF равен знаковому биту результата (естественно, для чисел со знаком, а для беззнаковых он равен старшему биту и особо смысла не имеет).
  4. Флаг ZF устанавливается, если результат равен 0.
  5. Флаг PF — признак чётности, равен 1, если результат содержит нечётное число единиц.

add ax ,5 ; AX = AX + 5

add dx,cx ;DX = DX + CX

add dx,cl ;Ошибка: разный размер операндов.

7.1.2. SUB — команда для вычитания одного числа из другого. Она работает как с числами со знаком, так и без знака.

Логика работы команды:

Возможные сочетания операндов для этой команды аналогичны команде MOV .

По сути дела, это – команда вычитания с присвоением, аналогичная принятой в языке C / C ++:

Операнды должны иметь одинаковый размер. Результат помещается на место первого операнда.

На самом деле вычитание в процессоре реализовано с помощью сложения. Процессор меняет знак второго операнда на противоположный, а затем складывает два числа.

sub ax ,13 ; AX = AX — 13

sub ax , bx ; AX = AX + BX

sub b x,cl ;Ошибка: разный размер операндов.

7.1.3. Инкремент и декремент. Очень часто в программах используется операция прибавления или вычитания единицы. Прибавление единицы называется инкрементом, а вычитание — декрементом. Для этих операций существуют специальные команды процессора: INC и DEC. Эти команды не изменяют значение флага CF.

Эти команды содержит один операнд и имеет следующий синтаксис:

Логика работы команд:

В качестве инкремента допустимы регистры и память: reg , mem .

inc ax ; AX = AX + 1

dec ax ; AX = AX — 1

7.1.4. NEG – команда для изменения знака операнда.

Логика работы команды:

В качестве декремента допустимы регистры и память: reg , mem .

7.2. Сложение и вычитание с переносом.

В системе команд процессоров x86 имеются специальные команды сложения и вычитания с учётом флага переноса (CF). Для сложения с учётом переноса предназначена команда ADC, а для вычитания — SBB. В общем, эти команды работают почти так же, как ADD и SUB, единственное отличие в том, что к младшему разряду первого операнда прибавляется или вычитается дополнительно значение флага CF.

Они позволяют выполнять сложение и вычитание многобайтных целых чисел, длина которых больше, чем разрядность регистров процессора (в нашем случае 16 бит). Принцип программирования таких операций очень прост — длинные числа складываются (вычитаются) по частям. Младшие разряды складываются(вычитаются) с помощью обычных команд ADD и SUB, а затем последовательно складываются(вычитаются) более старшие части с помощью команд ADC и SBB. Так как эти команды учитывают перенос из старшего разряда, то мы можем быть уверены, что ни один бит не потеряется. Этот способ похож на сложение(вычитание) десятичных чисел в столбик.

Читать еще:  Ноутбук тошиба не загружается

На следующем рисунке показано сложение двух двоичных чисел командой ADD:

При сложении происходит перенос из 7-го разряда в 8-й, как раз на границе между байтами. Если мы будем складывать эти числа по частям командой ADD, то перенесённый бит потеряется и в результате мы получим ошибку. К счастью, перенос из старшего разряда всегда сохраняется в флаге CF. Чтобы прибавить этот перенесённый бит, достаточно применить команду ADC:

//Сложение двух чисел с учетом переноса: FFFFFFAA + FFFF

Деление (DIV, >

Макс Петровмай 2013

Мнемониками DIV , IDIV записывают команды процессору, обозначающие соответственно беззнаковое деление и деление чисел со знаком.

DIV делитель IDIV делитель

где делитель — это 8-, 16-, 32-битный регистр или 8-, 16-, 32-битная переменная.

Местоположение делимого в командах DIV , IDIV не указывается, оно жестко определено и зависит от размерности (байт, слово, двойное слово) делителя. По этой причине делителем не может быть явно заданное (в команде) число, так как явно заданное число не имеет размерности.

Делимое должно быть помещено:
в AX — если делитель имеет размерность байт, тогда после деления частное находим в регистре AL , остаток от деления — в регистре AH ;
в DX:AX — если делитель имеет размерность слово (2 байта), тогда после деления частное находим в регистре AX , остаток от деления — в регистре DX ;;
в EDX:EAX — если делитель имеет размерность двойное слово (4 байта), тогда после деления частное находим в регистре EAX , остаток от деления — в регистре EDX .

При делении на слово или двойное слово делимое должно быть «расписано» на два регистра. Запись DX:AX означает делимое в виде двойного слова, два старших байта которого помещены в DX , два младших байта — в AX . Запись EDX:EAX означает делимое в виде учетверенного слова (8 байт), четыре старших байта которого помещены в EDX , четыре младших байта — в EAX .

В беззнаковом делении, если делимое не имеет разрядов в той части, которая должна быть помещена в DX или EDX , регистр DX или EDX просто обнуляют. В знаковом делении используют команды cbw , cwd , cdq , при выполнении которых все старшие биты заполняются нулями — для положительных чисел, или единицами — для отрицательных чисел. Команда cbw знаково преобразует (расширяет) содержимое регистра AL до AX , команда cwd преобразует AX до DX:AX , команда cwde преобразует AX до EAX , команда cdq преобразует EAX до EDX:EAX .

В случае превышения (overflow) результатом деления размера того регистра, куда должен быть помещен этот результат, дальнейшее выполнение программы прерывается операционной системой. При беззнаковом делении на байт максимально допустимое частное составляет 255, при делении на слово — 65535. Ввиду малого диапазона обрабатываемых чисел и самого результата, деление на байт или слово, как операция, поддерживаемая современными процессорами Intel, имеет значение, в основном, для обеспечения совместимости с предыдущими версиями процессоров и соответствующими (устаревшими) программами. Однако, чем меньше размерность делителя, тем быстрее выполняется команда, и деление на байт и слово могут и теперь (при подходящих условиях) сослужить пользу в алгоритмах с большими объемами вычислений и критичных ко времени исполнения. Так, для 386-процессоров выполнение деления на двойное слово требует 38 тактов процессора, на слово — 22 такта, на байт — 14 тактов.

Примеры приведены ниже. О функциях PrintLine, PrintText, PrintDec см. VKDEBUG

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector